Инфекция современности: стоит ли детям запрещать сидеть в гаджетах
Нейропсихолог заявил, что избыточное использование гаджетов здоровым ребенком может указывать на проблемы с его самореализацией. В нынешнем мире приобщение к смартфонам наступает достаточно рано. У 88% школьников начальных классов есть собственный телефон или планшет, а среди старшеклассников — практически у каждого. Подробнее о пользе и вреде современной техники для детей, какие меры предпринять и как предотвратить желание ребенка уйти во вселенные игр, фильмов и социальных сетей, — в материале «Известий».
Влияние гаджетов на ребенка: плюсы и минусы
В современном мире, когда технологии внедрились практически во все аспекты жизни, сложно оградиться от медиа и серфинга в сети. То же самое касается и детей. С раннего возраста они наблюдают, как родители используют телефоны, планшеты и компьютеры как по работе, так и в развлекательных целях.
— Важно понимать, что самое главное для детей — это личный пример взрослого. Если вы хотите, чтобы ребенок применял гаджеты дозированно и с пользой, значит, должны показать ему это на своем опыте. Если не хотите, чтобы ребенок сидел в интернете поздно вечером и ночью, не делайте этого сами, — говорит клинический семейный психолог Эвелина Мирошниченко.
Эксперты сходятся во мнении, что в современной технике есть и плюсы, и минусы. Например, смартфоны, планшеты и компьютеры предоставляют доступ детей к образовательным ресурсам и приложениям, что помогает им в обучении, стимулирует логическое мышление и креативность.
— Гаджеты могут быть полезны для развития творческих способностей детей. Существует множество приложений, позволяющих детям создавать и редактировать фотографии, видео, музыку, создавать игры, изучать языки и так далее. Это способствует развитию их воображения и самовыражению, — говорит кандидат педагогических наук, перинатальный, детский и семейный психолог, эксперт международного онлайн-института психологии Smart Юлия Лебедева.
По мнению заведующего кафедрой психиатрии и наркологии СПбГПМУ, главного внештатного специалиста по детской психиатрии комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Северина Гречаного, плюс использования электроники детьми может быть только один — если они решают в них интеллектуальные задачи.
Эвелина Мирошниченко видит в них несомненную пользу, особенно если показывать ребенку полезные и интересные ресурсы и представлять пространство интернета как самую большую мировую библиотеку.
Минусов в использовании гаджетов, по мнению экспертов, всё-таки больше. Помимо влияния на зрение, осанку и так далее, чрезмерное их использование в раннем возрасте может привести к задержке в развитии. У ребенка не развивается крупная и мелкая моторика, а соответственно и речь. Без контроля потребляемого контента, а также времени, проведенного в телефоне, могут возникнуть сложности с общением со сверстниками и использованием других ежедневных интеракций: как мириться, отстаивать свое мнение, доказывать точку зрения или, наоборот, уступать в каких-то вопросах.
— Важно находить баланс между использованием гаджетов, развлечениями, учебой и другими занятиями, чтобы обеспечить здоровое психофизическое развитие детей, — подчеркивает Юлия Лебедева.
По мнению Северина Гречаного, главными минусами для ребенка являются замена реального живого общения техникой, а также проведение в ней большей части дня. В таком случае, считает эксперт, это указывает на дефицит у ребенка живого общения с близкими (родители не знают, как и о чем разговаривать с ним). Постоянное сидение перед экраном может быть также показателем того, что родители не понимают потребностей своих детей.
В интервью радио Sputnik 6 февраля нейропсихолог нейрологопедического центра «Выше радуги» Кубат Каниметов затронул также вопрос самореализации ребенка. «Если здоровый ребенок старается как можно больше времени проводить с гаджетом в руках, значит, что-то не так с его самореализацией», — отметил он.
С этим не согласна Юлия Лебедева. Она обращает внимание, что существует разница в том, чем именно ребенок занят в телефоне или компьютере.
— Возможно, ваш ребенок пишет музыку, занимается программированием или анимацией. А это как раз вопрос самореализации, — говорит эксперт.
Ограничивать использование или контролировать контент
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованным в 2019 году, детям до года не стоит проводить время перед экранами. В возрасте же от года до пяти лет максимальное время, когда можно использовать гаджеты, составляет 60 минут. Однако чем меньше, тем лучше. Эксперты ВОЗ советуют то время, которое дети младшего возраста проводят сидя перед экраном, заменять на активные игры.
Запрещать вовсе использовать электронику не имеет смысла, считают эксперты. С большой вероятностью родители столкнутся с протестом ребенка, что может испортить отношения и привести к скрытому использованию гаджетов, например на улице или у друзей.
— Постановка вопроса в духе «прекращай пользоваться гаджетом», «мы его у тебя изымаем» или «тебе это нельзя» приведет к протестным реакциям, поскольку ребенок не понимает, чем он возместит недостаток гаджета, — говорит Северин Гречаный.
Юлия Лебедева предлагает ограничивать количество времени, которое ребенку можно проводить в день перед экраном, ввести «технологические перерывы» (время, когда девайсы под полным запретом, например во время приема пищи), а также контролировать потребляемый ребенком контент. Необходимо позаботиться, чтобы содержание соответствовало возрасту и имело образовательную ценность, указывает эксперт.
— Важно помнить, что дети нуждаются во взаимодействии с внешним миром, физической активности. Поэтому использование гаджетов должно быть сбалансировано с другими активностями, такими как чтение книг, занятия спортом, игры на свежем воздухе и общение с семьей или друзьями, — подчеркивает Юлия Лебедева.
Эксперты добавляют, что родители должны помочь своим детям разобраться в своих увлечениях и подобрать занятия, которые бы их интересовали. Это может быть спорт, чтение, игра на музыкальном инструменте и многое другое, что стало бы заменой «залипанию» в устройствах.
— Надо не говорить, что использовать гаджет — плохо, не убирать и ограничивать его, а предлагать что-то взамен, — считает Северин Гречаный. По его мнению, для того чтобы ребенок меньше времени проводил в телефоне, родители должны изначально преподносить его как награду за какие-то достижения.
Нужно идти по пути не отрицательной мотивации, а положительной, заключает эксперт.
Что делать, если у ребенка развилась зависимость от гаджета
Юлия Лебедева отмечает: если ребенок стал много времени пропадать в электронных девайсах, лучше всего обратиться к психологу. Он поможет разобраться в причинах и предложит наиболее подходящие решения в конкретной ситуации.
Другим вариантом решения проблемы может стать правило паузы. В таком случае один или оба родителя должны перестать давать ребенку любые советы и «прийти в чувство», после чего можно начать более позитивное и конструктивное общение.
— Родители сейчас очень плохо понимают детей, они начинают им объяснять, мотивировать, приводить какую-то сложную систему доказательств, — говорит Северин Гречаный. — На самом деле чем больше ребенку доказываешь, тем больше он убеждается в обратном. Серьезные и логические обоснования не нужны, вместо этого можно донести, что в мире есть масса приятных вещей, кроме гаджета.
Эвелина Мирошниченко отмечает, что цифровизация у детей — одна из самых мощных зависимостей, поэтому ее нужно решать комплексно.